17 апреля 2023 г. на базе МБДОУ «ЦРР – детский сад «Алёнушка» прошло третье заседание постоянно действующего семинара «Современные родители» на тему «Роль семьи и ДОО в гендерном воспитании детей дошкольного возраста».
Заседание началось с выступления руководителя семинара Щекиной О.Б., которая познакомила участников с планом заседания и регламентом его работы. Щекина Ольга Борисовна представила педагогам видеоролик «Европа уродует детей с пеленок». Ролик был освещен в различных СМИ и социальных группах, вызывал неоднозначные мнения и комментарии. В ролике речь идет о гендерном воспитании подрастающего поколения, в том числе детей в детском саду в странах Скандинавии. Присутствующие по окончании просмотра высказывали свои чувства одним словом. В конце каждый имел возможность добавить и высказать свое мнение более содержательно. Также Ольга Борисовна обратила внимание педагогов на различия понятий полового и гендерного воспитания. Уточнила, что индивидуальный подход к формированию личности ребенка невозможен без учета педагогами психологической специфики пола ребенка.
Анфимова Светлана Васильевна актуализировала знания педагогов по вопросам гендерного аспекта в воспитании и обучении детей. Она рассказала, что такое гендер, маскулинность, фемининность, о результатах исследования дошкольников о знании гендерных особенностей мальчиков и девочек. Показала различия в умственной деятельности между детьми разного пола. Предложила педагогам памятки для родителей по гендерному воспитанию.
Гневашева Любовь Анатольевна осветила проблему формирования гендерной идентичности детей в ДОУ. Рассказала, что это возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявлять свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Продемонстрировала в представленной презентации как можно создать полифункциональную предметно-пространственную среду, окружающую девочек и мальчиков (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек, оформление раздевальной комнаты, спальни и других помещений ДОУ).
Педагоги ДОУ: Ручеек, ЦППРК, Монтессори, Солнышко, Василек, Журавлик, Радуга представили предметно-пространственную среду в разных возрастных группах. Во многих учреждениях организованы кукольные уголки для девочек, зоны для мальчиков с различным строительным материалом, модулями, конструкторами. В учреждениях имеются также куклы мальчика и девочки с одеждой на разные времена года и используется как демонстрационный материал, пиктограммы для игр, схемы для рисования, различные виды формы для лесной промышленности, уголки для театрализации, игры «магазин», «парикмахерская», «салон красоты», физкультурные уголки, где размещены атрибуты для мальчиков и девочек. Педагоги отметили, что принцип гендерного воспитания соблюдается во всех образовательных учреждениях.
Помогаева Татьяна Николаевна представила РППС в подготовительной к школе группе в МБДОУ «ЦРР – д/с «Аленушка». В группе использованы маркеры гендерных различий (т.е. визуальное подтверждение): в спальной комнате на кроватках размещены отличительные изображения для мальчиков и девочек, в туалетной комнате размещены полотенца разного цвета, в групповой комнате организованы выставки коллекций мальчиков и девочек, выставка работ рисунков и фотографий «Вот какой я», игры для мальчиков и девочек, конструкторы, энциклопедии и художественная литература, пазлы, спортивное оборудование.
Родительница воспитанника МБДОУ "ЦРР - детский сад "Алёнушка" Корепанова Жанна Федоровна рассказала на своем примере, каким образом в ее семье происходит воспитание разнополых детей. Продемонстрировала литературу, которая помогает ей в общении с детьми. Обратила внимание педагогов на то, как в их семье родители относятся к каждому ребенку, что для этого делают, какие характерные черты воспитывают в сыновьях и дочке. Сделала вывод, что главное в воспитании – личный пример родителей и поддержка изначального настроя ребенка.
Щекина Ольга Борисовна провела практикум для педагогов, в ходе которых педагоги выступали в роли родителей. Организатор практикума показала, как можно провести викторину с родителями воспитанников по вопросам гендерного воспитания детей дошкольного возраста. В ходе деятельности педагоги выполняли задания по нахождению черт, характерных тому или иному полу, подбору игрушек и сказок для детей, в которых образцом для подражания служат добрый молодец и красна девица, вырабатывается способность сопереживать, сострадать, защищать, уважительное отношение между женщинами и мужчинами. Также был рекомендован список методической литературы по данному вопросу.
В конце заседания педагогам было предложено ответить на вопросы и высказать свое мнение по организации гендерного воспитания детей в семье и ДОО, как они считают, что имеет первостепенное значение в решении данного вопроса.
Участники семинара отметили насыщенный и содержательный опыт работы приглашенных педагогов-психологов. Педагоги-психологи пожелали коллегам дальнейших творческих успехов и дальнейшего сотрудничества!
|